Войти
Четверг, 25 апреля, 2024

Еще один загадочный портрет

Еще один загадочный портрет

 

В селе Павловское Ковровского района создается новый музейный комплекс «Усадьба двух генералов». Там уже готов музейный дом XIX века с тремя экспозициями, приведен в порядок стоящий по соседству Воскресенский храм, восстановлено надгробие героя Бородинского сражения бывшего хозяина Павловской усадьбы генерал-майора Василия Семеновича Юкичева. На сайте Ковровского района - вновь интересная краеведческая информация, мимо которой невозможно пройти.

В декабре 2015 года в усадебном парке установлен и торжественно открыт единственный в России обелиск в честь павших при взятии турецкой крепости Измаил, так как владелец усадьбы в Павловском в конце XVIII – начале XIX столетий генерал-поручик Андрей Яковлевич Леванидов был одним из командиров штурма измаильской твердыни. Сейчас в «Усадьбе двух генералов» ведется обустройство обширного парка. Одновременно сотрудниками Историко-краеведческого музея Ковровского района продолжается сбор материалов об истории усадьбы и ее владельцах. И вот недавно им посчастливилось сделать интересную находку. В одном из частных собраний в Подмосковье оказался старый портрет работы неизвестного художника. Изображенный на нем офицер в мундире времен Екатерины II тоже неизвестен. Однако есть основания полагать, что это может быть один из двух генералов — владельцев усадьбы в селе Павловское — А. Я. Леванидов!

Характерной особенностью запечатленного на портрете офицера является мундир, которые во второй половине XVIII века в каждом полку русской армии имели свои особенности. По светлому (белому) цвету мундира с оранжевыми (померанцевыми) лацканами, погону и эполету можно определить, что это форма Полтавского пикинерного полка, причем старшего офицера — подполковника или полковника. Однако именно Андрей Леванидов в 1777 году был пожалован в полковники и назначен командиром Полтавского пикинерного полка. К тому же неизвестный военный запечатлен с орденом св. Георгия IV класса на груди, а А. Леванидов ко времени перевода в Полтавский полк эту награду, достаточно редкую в ту пору, уже имел. Орден св. Георгия IV класса он получил за «усердие и храбрость» во время русско-турецкой войны. Указ о награждении состоялся 30 апреля 1772 года с формулировкой «За храбрые и мужественные подвиги, оказанные в турецкую войну 7 и 21 июля 770 года и во время десанта, сделанного неприятельскими войсками на Крымские берега». Таким образом, вероятность того, что на портрете изображен именно Андрей Яковлевич Леванидов — будущий герой штурма Измаила и генерал-поручик достаточно велика.

К сожалению, оригинал портрета музею приобрести не удалось, так как подобный экспонат оказался ему не по средствам. Поэтому пришлось ограничиться лишь созданием копии, которая и займет место в одной из экспозиций, посвященных истории «Усадьбы двух генералов» в Павловском.

Нельзя не отметить, что именно А. Я. Леванидов стал основателем павловской усадьбы, которую он получил в наследство от матери Анастасии Васильевны Леванидовой, урожденной Кузьминой, состоявшей в первом браке с обер-прокурором Святейшего Синода коллежским советником Яковом Герасимовичем Леванидовым. Кстати, до своего назначения в Синод отец будущего генерала много лет прослужил военным инженером, участвовал в строительстве Ладожского канала и занимал пост секретаря Канцелярии главной артиллерии и фортификации Военной коллегии. Дед генерала Герасим Афанасьевич Леванидов служил в Санкт-Петербургском драгунском полку еще при Петре Великом и участвовал в Северной войне.

Старший сын влиятельного синодального обер-секретаря из военных инженеров Андрей Леванидов воспитывался в школе при Московском университете вместе с Григорием Потемкиным и Денисом Фонвизиным, а затем окончил артиллерийский кадетский корпус.

Дослужившись в артиллерии до чина подполковника, в 1772 году он был переведен в армию в Днепровский пехотный полк. 28 июня 1777-го Леванидов был пожалован в полковники и назначен командиром Полтавского пикинерного легкоконного полка, а в 1782-м получил чин бригадира. 1 января 1785 года императрица Екатерина II подписала указ о производстве А. Я. Леванидова в чин генерал-майора. В тот же день и тем же указом чин генерал-майора получил и Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, будущий фельдмаршал. Оба новоиспеченных генерала оказались в одной армии — под командой генерал-аншефа Александра Васильевича Суворова. После блистательно выигранного сражения с турками при Фокшанах, генерал А.Леванидов был послан Суворовым с донесением об этом бое к командующему другой российской армией генералу князю Н. В. Репнину с предложением совместных действий обеих армий для развития дальнейшего успеха на Дунае. Венчал турецкую войну штурм Измаила, сильной турецкой крепости в устье Дуная. 11 декабря 1790 года после ожесточенного боя Измаил пал, а 25 марта 1781-го Екатерина II подписала указ о награждении участников взятия Измаила. А. Я. Леванидов этим указом был произведен в генерал-поручики и награжден орденом св. Владимира II степени.

Следующей кампанией для генерала Леванидова стала война в Польше. Радикально настроенные польские националисты под руководством Т. Костюшко выступили против своего слабого короля Станислава II Августа Понятовского и поддерживавших его русских войск. В 1792 году Леванидов разбил польского генерала Юзефа Понятовского и был награжден золотой шпагой с алмазами. Станислав II за приведение в повиновение своих мятежных поданных наградил Леванидова высшими польскими орденами Белого Орла и св. Станислава.

В 1794 году Леванидов по воле императрицы быстро сформировал и обучил корпус малороссийских пеших стрелков и был назначен шефом этого корпуса. В 1796-м генерал был назначен Воронежским и Харьковским генерал-губернатором. После воцарения императора Павла I в конце 1796-го Леванидов вышел в отставку и оставался не у дел до самой кончины 26 февраля 1802 года всего лишь в 54-летнем возрасте.

Существует еще одна неразрешенная пока загадка, связанная с этим незаурядным человеком. До сих пор точно неизвестно, где он умер и был погребен. По одной из версий генерала похоронили в его имении Павловское, но пока подтверждений тому обнаружить не удалось. Но, возможно, их еще удастся найти.

Комментарии  

R. P.-F.
#1 R. P.-F. 16.02.2017 00:15
Забавный портрет. Это действительно полковник (подполковник носил один ряд широкого галуна на камзоле, как и секунд- и премьер-майоры) Полтавского пикинерного (про легко-конного лишнее) полка на конец 1770-х нач. 1780-х гг. Жаль только ...фальшивка. Возможно, без злого умысла и сделан был в середине-второй половине 19-го века. Голову по всему взяли с другого портрета, а вот мундир соорудили по мотивам того, что увидели на портрете Кутузова в форме полковника Луганского пикинерного. Там есть несколько диффектов живописного слоя, из-за чего на его копиях появился "призрак" эполета (погона) на правом плече. Офицеры на этом плече тогда эполетов не носили. ВООБЩЕ. Только на левом! Есть и ещё несколько мелочей, по которым видено, что мундир придумывали сильно позже 18-го века. С важением. Если что - отвечу и на другие вопросы.
R. P.-F.
#2 R. P.-F. 16.02.2017 02:16
И ещё - у ВСЕХ пикинерных полков был "белый" прибор металла. Это значит, что пуговицы и галуны на камзоле должны были быть сер***ряными. При рисовании этого "франкенштейна" об этом нюансе забыли. Да и на портрете Кутузова (который, предположительно, был одним из источником по униформе) цвет металла сейчас выглядит похоже на "жёлтый" (золочёные галуны и пуговицы). Но это результат времени...

Для добавления комментариев на сайт, Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.