Войти
Вторник, 23 апреля, 2024

Я в зримый мир пробил окно...

Я в зримый мир пробил окно...

Рельефно-точечные строчки

Китайской грамоте под стать.

Но точка к точке, точка к точке —

Я начал буквы «собирать».

И убыстряя скорость «сборки»,

Шершавым двигаясь путём,

Прочёл от корки и до корки

Газами пальцев пухлый том.

Я через тьму не перепрыгнул.

Вокруг темно… и не темно:

Размером с брайлевскую книгу

Я в зримый мир пробил окно...

В 2013-м году в гуманитарном институте Владимирского государственного университета была создана кафедра «Психологии личности  и специальной педагогики» путем объединения двух кафедр «Психология» и «Специальная педагогика».  В настоящее время на кафедре ведется подготовка бакалавров и магистров по направлениям психология и специальное (дефектологическое) образование. Преподавательский состав кафедры более чем внушительный: 7 докторов наук, профессоров, 5 кандидатов психологических наук, 3 кандидата педагогических наук, 2 старших преподавателя.

А еще через год на первый курс набрали ребят с ослабленным зрением или тотально слепых. Пять человек приехали из разных уголков региона-33, нашлись желающие учиться и за его пределами. В проекте "Видеть сердцем"  мы уже рассказывали о студенте кафедры психологии Тимуре. Ему 21 год, он приехал во Владимир из Владикавказа. Тимур тотально слепой с детства, однако это совсем не мешает ему мечтать о счастье, много рассуждать о смысле жизни.

- Мне очень хочется кому-то помогать, быть кому-то нужным. Ведь наверняка на белом свете есть люди, кому намного труднее чем мне.

Тимур сегодня учится на втором курсе, он из первого экспериментального набора. В Ковров приехал вместе с однокурсниками, чтобы пообщаться - более тесно, нежели они привыкли дистанционно, по телефону - с ковровчанкой Любой, также студенткой, будущим психологом.

Люба постигает азы науки в их группе, однако посещать лекции, как ее однокурсники, не может: оне не только тотально-незрячая, но и инвалид-колясочник. Обычному человеку трудно представить, сколько нужно моральных и физических сил, сколько духовного мужества, чтобы преодолеть свои недуги, чтобы всем бедам назло сказать себе и другим: я хочу жить, хочу развиваться, хочу приносить пользу!

Сегодня Люба жалеет об одном: не может часто общаться с друзьями. Ее заветная мечта - очередную сеccию сдавать не дистанционно, а приехать из Коврова во Владимир и перед дверями кабинета вместе с другими трепетать в ожидании экзамена.

Тимур улыбается как-то по-особенному светло и открыто. Во Владимир он приехал из Владикавказа, где жил с тетей и дядей. Сам он родом из Осетии. Инвалиду с детства, казалось бы судьба перекрыла все возможности для жизни и развития, ан нет! Наш герой не из слабодушных людей.

- Я мог бы, конечно, остаться в родном городе, поступить в Пятигорске на курсы массажистов - верный кусок хлеба для нас, незрячих. Но мне захотелось чего-то большего! Мне кажется, мое призвание - помогать людям, и, получив профессию психолога, я мог бы приносить максимум пользы.

Узнав о том, что Владимирский университет набирает группу незрячих абитуриентов для занятий психологией, он ничуть не сомневался - это его призвание. Живет Тимур вместе с одногруппниками, тоже инвалидами по зрению, в общежитии, в одном блоке. Вместе учатся готовить, осваивают бытовые премудрости. То, что для обычного человека кажется обыденным и простым, для незрячих порой - настоящий подвиг. Зажечь плиту, почистить картошку, сходить в магазин. Тифлостуденты на жизнь не ропщут, осваивая бытовые премудрости с завидным упорством.

Ковровчанка Настя, с рождения имеющая проблемы со зрением, в этом году стала первокурсницей. Она успела подружиться и со своими одногруппниками, их три человека, и с теми, кто уже успел отучиться год. Рассказывает, что вместе осваивают новую студенческую жизнь, общежитский досуг. Помогают друг другу. А если не справляются, к ним на помощь приходят ребята-волонтеры. Таких во Владимирском университете немало, и круг друзей тифлостудентов постоянно расширяется.

И Люба, и Настя также мечтают о помощи ближнему. Кажется, ребята часто обсуждают вопрос  будущего трудоустройства в своем узком незрячем кругу. Пока эти мечты очень туманны и расплывчаты. Где может пригодиться их помощь, если иногда помощь бывает нужна и им самим? А пока тепло своей души ребята дарят одиноким старикам. В группе владимирских волонтеров они ходят к старикам, нуждающимся в помощи и поддержке. Много общается с ними, чего так часто не хватает одиноким людям, поздравляет с праздниками.

Мы познакомились с ребятами, когда они приезжали в Ковров увидеть город и пообщаться с Любой. Все собрались в комплексном центре социального обслуживания. Организаторы встречи - члены ковровского отделения общества слепых - подготовили замечательный концерт, веселые тактильные игры, а потом все пошли обедать. Закончилась встреча интересной экскурсией по старому Коврову, которую организовали для владимирских гостей сотрудники городского музея. Они  внимательно слушали рассказы, с большим интересом переспрашивая у своих зрячих помощников - а как выглядит этот дом, а этот памятник?

Коллектив Владимирского университета к эксперименту с тифлогруппой относится более чем серьезно. Создаются все возможности для ребят, чтобы помогать им эффективно изучать предмет. Для этого разрабатываются и используются в учебном процессе современные тифлокомпьютерные технологии. Особые студенты сотрудничают со всеми группами факультета психологии, что позволяет поддерживать процесс социальной адаптации незрячих и слабовидящих студентов, привлекать к этой работе преподавательский состав и студентов факультета. При этом студенты, будущие психологи, на практике знакомятся с проблемами и возможностями незрячих сверстников и приобретают навыки оказания им действенной помощи. Для студентов факультета проводятся лекции, освещающие тифлоспецифику, а также организуются экскурсии, знакомящие студентов с возможностями компьютерных тифлотехнологий как инструмента социальной и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению.

Разговариваю с ребятами и не перестаю удивляться: сколько же в них внутренней силы, доброты, сострадания. И это очень здорово, что сегодня государство повернулось лицом к проблемам инвалидов по зрению. Что создаются возможности для их социализации, профессионального развития, для получения образования. Своей высокой духовностью они смогут дать обществу ничуть не меньше, чем государство дает сегодня им. По сути, для ребят образование - это своеобразное окно в зрячий мир. Мир, где для них будут открыты новые возможности. А на ум приходят стихи еще одного незрячего человека, поэта из Махачкалы Виктора Черкасова.

Могу судьбу и я обидеть.

Воображение… оно

Не позволяет мне не видеть,

Чего мне видеть не дано.

Не устаю вбирать я в душу

Тебя, земная красота.

Люблю я щупать, нюхать, слушать

И пробовать на вкус цвета.

Для добавления комментариев на сайт, Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.