Войти
Пятница, 26 апреля, 2024

Рак, булимия и прыщи от ненависти к себе?

Рак, булимия и прыщи от ненависти к себе?

В нашей рубрике "Формула любви" мы часто говорим об особенностях психологии повседневной жизни, о том, отчего люди бывают несчастными и как можно стать по-настоящему счастливыми. В тему пришелся и материал наших коллег из журнала Лайф. Надеемся, он будет полезен нашим читателям.

Молодая девушка в длинной норковой шубе изо всей силы захлопнула дверь автомобиля. Под ногами была каша из снега, и её чёрные замшевые сапоги моментально превратились в грязные калоши. "Как же меня это всё достало", — сквозь зубы процедила Анна (так звали девушку). Ей было 25 лет, и машина, которую она ещё и хлопнула по крыше напоследок, была её личная. Подарок родителей на юбилей.

У Анны было всё: приличная работа, вполне милая внешность, здоровые родители и немало порядочных ухажёров, которых она всех за спиной называла дебилами. Ей нравилось рассматривать в "Инстаграме" красивую жизнь звёзд, она любила красоваться новыми нарядами перед подружками, которых всех по-разному презирала. Впрочем, это всегда было взаимно.

На людях Анна демонстрировала наглый и надменный вид, а по возвращении домой ревела в одиночестве и твердила про себя, как бы ей хотелось выбраться из собственного тела и жить другой — "нормальной" — жизнью. Что в её представлении было "нормальным", не могла описать даже она.

Аня никогда не задумывалась, что ведёт себя как-то не так. Примерно с 16 лет она стала ненавидеть всё: себя, других, вещи, животных и так далее. На вопрос: "Анечка, как твои дела" — она никогда не отвечала ничего, кроме: "Ну как у меня могут быть дела?! Ничего хорошего…" Даже когда родители торжественно вручили ей в качестве новогоднего подарка ту самую норковую шубу, она лишь цыкнула и без всяких благодарностей швырнула подарочную коробку в шкаф. Родители вздохнули, но ничего не сказали. Раньше они никогда не проявляли к Ане особой нежности и с возрастом стали об этом жалеть.

Она всегда говорила, что у неё "всё болит". Голова, спина, гланды (кто знает, как болят гланды?), сердце. Она часто ходила к врачу, и все её болезненные ощущения обычно подтверждались. Аня часто была на больничном то с бронхитом, то с воспалением почек, то просто с "упадком сил". Когда она захлопывала дверь своей машины, зла она была не на автомобиль (как ни странно), а на врача, от которого только что вернулась. В очередной раз, когда Анна пришла к терапевту с болью в коленях, врач записал все симптомы в её толстую медкарту и неожиданно поднял на неё взгляд:

— Я выписываю вам направление к психиатру. Считаю, что мера вынужденная. Вы же себя так угробите, нельзя же так себя ненавидеть! У вас прыщи на лице не проходят из-за этого, голова тоже...

— Вы что себе позволяете! Вы что, хотите сказать, что я психичка?! Не хотите работать, так идите к чёрту! — проорала Аня врачу в лицо и выскочила из кабинета.

Она вернулась домой и снова зашлась в рыданиях на диване в обнимку с подушкой. "Я ведь правда себя так ненавижу, за что мне всё это?" — подумала она про себя и уснула.

Спустя пару месяцев девушка всё же оказалась на приёме у психиатра — настояли родители после её очередной выходки. Врач понимающе стерпел все её истерики, назначил антидепрессанты и длительный курс психотерапии. "Ненависть к себе убивает. Хорошо, что пациентка ещё не бьёт себя кнутом", — рассуждал доктор. Поначалу Аня нехотя ездила на приём, а потом даже стала с нетерпением ждать посещения врача — там ей хотелось всё рассказать. Уже через пару месяцев лечения с её лица исчезли прыщи, от которых она годами не могла избавиться.

Добавим, что Анна к началу лечения и сама уже понимала, что без него ей нельзя, и была готова к работе над ошибками. Иначе такого эффекта могло бы и не быть. Ане действительно стало легче. Она начала чаще обнимать родителей, смеяться, полюбила ездить на своей машине за город. А ещё через полгода вышла замуж за ухажёра, который давно был с ней рядом, но она его причисляла к тем самым "дебилам". Сейчас Анне 27 лет и она воспитывает дочь. Она жалеет только об одном: её ненависть к себе и к окружающим украла огромный кусок молодости и чуть не уничтожила её изнутри.

Депрессия как образ жизни

История Анны вполне типична, рассказали психологи. В современном мире, полном возможностей и развлечений, человеку порой очень сложно совладать с самим собой. Формы ненависти к себе бывают разными.

— Ангедония — отсутствие способности получать удовольствие от жизни. Это одно из типичных проявлений депрессии, — рассказывает профессор психиатрии Андрей Березанцев. — Бывает депрессия как отдельное заболевание, а бывает депрессивный тип личности, которому присущ пониженный эмоциональный фон, депрессивное реагирование на окружающий мир. В основе лежит недостаток серотонина — гормона счастья — на нейрохимическом уровне. Но это личностная черта, которая в будущем будет формировать постоянное тяжёлое состояние.

Причина ненависти к себе чаще всего скрывается в детстве — как бы странно это ни звучало, но нелюбовь к себе детям прививают родители. В случае Анны примерно так и произошло: как выяснил психиатр, в детстве её родители слишком часто делали ей замечания и почти никогда не хвалили.

— Например, среди родителей популярен манипулятивный приём, направленный на создание чувства вины у ребёнка: "Мы для тебя всё делаем, а ты вон какой плохой, нас не слушаешься". Или так: "Плохо себя ведёшь, мы тебя выгоним, и ты больше никому не будешь нужен". Это очень влияет на самооценку ребёнка, — говорит психолог Евгений Барменков. — При постоянном повторении у ребёнка "прошивается" в подсознании установка, что он плохой и никому не нужен. Это может преследовать его всю жизнь.

Продолжение следует.

Иллюстративное фото.

Для добавления комментариев на сайт, Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.