Войти
Пятница, 26 апреля, 2024

След и следствие

След и следствие

Какие основания были у следователей для возбуждения уголовного дела против экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала? На какой стадии находится сейчас расследование громких дел, в том числе по экономическим преступлениям? В какой степени пандемия повлияла на криминогенную ситуацию в России?

Об этом, о самых громких расследованиях последнего времени и многом другом в интервью "Российской газете" рассказал председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.

Александр Иванович, самое громкое уголовное дело последних дней - арест бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. На ваш взгляд, почему на действия правоохранителей так бурно отреагировали местные жители?

Александр Бастрыкин: По данным следствия, Сергей Фургал является организатором покушения на убийство и убийств ряда предпринимателей в Хабаровском крае и Амурской области в 2004-2005 годах. Для следствия очевидно, что решения о совершении этих преступлений принимались на фоне продвижения Фургалом и его соучастниками собственных коммерческих интересов. Отмечу, что подобные преступления расследуются, как правило, достаточно долго, а расследованию предшествует серьезная оперативная, следственная, аналитическая работа.

Граждан, которые выразили недовольство, отчасти можно понять. Они выбирали руководителя субъекта, очевидно, доверяя этому человеку и выражая поддержку. Однако события, о которых идет речь в уголовном деле, никак не связаны с деятельностью Фургала на посту главы региона, а его достижения не освобождают от уголовной ответственности. Ему вменяется совершение особо тяжких преступлений против личности, совершенных много лет назад.

" События, о которых идет речь в уголовном деле, - особо тяжкие преступления против личности - не связаны с деятельностью Фургала на посту главы региона.

На данный момент, учитывая тайну следствия, я не буду раскрывать все подробности. Однако могу с уверенностью сказать, что следователи и оперативные сотрудники, понимая, какой спрос будет у общества к нашей работе, собрали весомые доказательства его причастности. Это и результаты экспертиз, и показания свидетелей, и, конечно же, результаты оперативно-разыскной деятельности. И только потом приняли соответствующие процессуальные решения. У нас нет сомнений относительно причастности Фургала к этим преступлениям, но в любом случае последнее слово будет за судом.

Фактически то, что вменяется Сергею Фургалу, - это так называемые преступления прошлых лет. А сколько еще таких преступлений раскрыли сотрудники СК в этом году?

Александр Бастрыкин: В текущем году удалось раскрыть более 3,6 тысячи преступлений прошлых лет, что на 6 процентов больше аналогичного периода прошлого года.

В их числе 399 убийств, 215 преступлений об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, 263 преступления против половой свободы и неприкосновенности личности.

При расследовании таких преступлений мы активно используем уникальные экспертные технологии. В их числе - ДНК-скрининг проверяемых лиц, информационно-аналитические исследования электронных баз данных автотранспорта и операторов сотовой связи.

В текущем году нами совместно с органами дознания с помощью экспертных исследований, в том числе по образцам ДНК, раскрыт ряд резонансных преступлений, включая серию изнасилований и убийств женщин​​​ в Московской области (совершенных жителем Каширы в период с 2010 по 2020 год), а также аналогичные преступления в Ростовской области, совершенные военнослужащим, самовольно покинувшим расположение части.

А в Санкт-Петербурге завершено расследование уголовного дела о покушении на убийство, совершенном в 2002 году. В результате работы аналитической группы, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий установлено, что к совершению этого преступления был причастен Пиркасум Махмудов, который длительное время скрывался от органов следствия и даже сменил фамилию. При повторной проверке следов рук, изъятых с места происшествия, установлено совпадение с дактокартой Махмудова (Пашаева), который был осужден 12 лет назад в другом регионе за убийство. При дальнейшей работе в рамках заключенного досудебного соглашения о сотрудничестве он сообщил об обстоятельствах убийств, совершенных в 2003 и 1995 годах. И это лишь некоторые примеры.

Алмазный блеск криминала

Какие преступления, на взгляд главного следователя страны, наиболее опасны для государства?

Александр Бастрыкин: Я неоднократно говорил об опасности преступлений в экономической сфере, и многие подобные факты нам удалось раскрыть.

Одно из них связано с противоправной деятельностью вокруг ПАО "Тольяттиазот", где на протяжении двух десятков лет совершались крупные хищения активов предприятия, а денежные средства выводились за рубеж, что представляло угрозу экономической деятельности. Следователи совместно с оперативными подразделениями установили, что к этому причастны участники преступного сообщества, действовавшего с 1997 по 2018 год, в состав которого входили руководители предприятия и иные лица, в том числе иностранцы.

При этом оно было системно структурировано. Каждое звено специализировалось на каком-либо лицензируемом виде деятельности, будь то банковская, юридическая, регистрационная или оценочная деятельность. Все это помогало реализовывать преступные схемы и значительно усложняло раскрытие преступлений.

На данный момент расследуется ряд эпизодов, по которым установлен общий ущерб на 50 миллиардов рублей, кроме того, установлен факт уклонения от уплаты налогов на сумму один миллиард рублей.

Следствием наложен арест на имущество обвиняемых, в том числе похищенные активы предприятия, а также денежные средства. Например, у одного из фигурантов уголовного дела арестовано около 300 земельных участков в Самарской области стоимостью около миллиарда рублей.

Следствием установлена причастность к этим преступлениям 15 человек. В числе скрывшихся от следствия и объявленных в международный розыск лиц - совладельцы "Тольяттиазота" Сергей и Владимир Махлаи, Евгений Королев, Александр Макаров, иностранные граждане Беата Рупрехт, Андреас Циви.



Напомню, что по выделенному уголовному делу о хищении на 84 миллиарда рублей при продаже по заниженной стоимости продукции "Тольяттиазота" ряд из них осужден заочно российским судом к лишению свободы.

Как вы считаете, удалось ли следователям найти коррупционную составляющую в этом громком уголовном деле?

Александр Бастрыкин: После того как арбитражные суды в нескольких инстанциях признали законными требования налоговой службы к "Тольяттиазоту" о недоимке по налогам, бывший председатель правления "Тольяттихимбанка" Александр Попов в 2015 году предпринял попытку дать через посредников взятку судье Верховного суда, чтобы отменить судебное решение.

Действовал он по указанию Сергея Махлая. Противоправные действия Попова были пресечены сотрудниками правоохранительных органов. Ему предъявлено обвинение в покушении на дачу взятки в размере не менее 1,2 миллиона долларов. В ближайшее время материалы уголовного дела будут представлены обвиняемому и его защитнику для ознакомления.

В сообщениях о крупных хищениях достаточно часто звучат слова о том, что обвиняемые скрылись за рубежом. Что в таких случаях происходит с похищенным имуществом?

Александр Бастрыкин: Есть много примеров, когда нам удавалось вернуть не только фигурантов уголовных дел, как, например, Алексея Кузнецова, но и возместить ущерб. В отдельных ситуациях решения компетентных органов зарубежных стран не всегда нам понятны. Но в большинстве случаев профессионализм следователей Следственного комитета позволяет убедить зарубежных коллег в нашей правоте и выстроить эффективное сотрудничество. Например, сейчас продолжается расследование уголовного дела в отношении братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Они обвиняются в хищении путем растраты более 87 миллиардов рублей, принадлежащих ПАО "Промсвязьбанк", в котором они владели более 50 процентами акций. Еще в 2017 году Центральный банк РФ выявил серьезные нарушения в "Промсвязьбанке".

Братья Ананьевы, осознавая, что могут быть отстранены от управления делами банка, решили вывести вверенные им денежные средства из финансового оборота страны в кипрские компании.

Они создали организованную преступную группу, куда вошли более 10 доверенных лиц, в том числе иностранцы. Этих лиц незаконно трудоустроили в банк и выдали доверенности на право распоряжаться денежными средствами.

Впоследствии на основании фиктивных документов на банковские счета иностранной компании было выведено более 57,3 миллиарда рублей и более 500 миллионов долларов под видом оплаты за якобы приобретенные ценные бумаги. В действительности ПАО "Промсвязьбанк" ценные бумаги на указанную сумму не приобретало.

Большая часть соучастников банкиров Ананьевых установлена, и в настоящее время они находятся за пределами Российской Федерации. При содействии Интерпола России принимаются меры к их выдаче для уголовного преследования.

При взаимодействии с ФСБ, МВД, Росфинмониторингом установлено имущество братьев Ананьевых, на которое уже наложен арест. Возмещение потерпевшей стороне причиненного ущерба в настоящее время составляет более 15 процентов от суммы похищенного.

" Скоординированные правоохранительными органами профилактические меры позволили сократить самую опасную - насильственную преступность.

В иностранных государствах установлено имущество обвиняемых стоимостью более 10 миллиардов рублей, и с компетентными органами организована работа по его аресту. Следователями продолжается кропотливая работа по выявлению имущества обвиняемых и наложению на него ареста. Также по результатам бухгалтерских экспертиз, проведенных экспертными подразделениями Следственного комитета, выявлены дополнительные эпизоды хищения в 2017 году братьями Ананьевыми денежных средств ПАО "Промсвязьбанк" на сумму свыше 15 миллиардов рублей. По данным эпизодам возбуждены уголовные дела.

Недавно в суд было отправлено еще одно резонансное дело о хищении алмазов компании "Алроса". Каким образом огромные масштабы кражи драгоценных камней так долго оставались незамеченными?

Александр Бастрыкин: Дело в том, что алмазное сырье бывает разного качества, которое определяет его стоимость.


Обвиняемая Канунникова проводила сортировку камней. Чтобы не вызвать подозрение, лучшие по характеристикам камни она оставляла на предприятии, а немного уступающие этим камни, но при этом тоже хорошего качества, похищала. На замену этим камням она оставляла недорогое сырье, которым ее снабжал один из соучастников - Богомолов.

За три года с производства было вынесено 1027 камней, часть удалось изъять и вернуть - 480 штук. Гемологическая экспертиза подтвердила их чистоту. В то же время определен и ущерб от хищения, который составил более 700 миллионов рублей.

В этой ситуации удивляет и то, что обвиняемая при официальной зарплате немногим более 100 тысяч рублей приобрела автомобиль за 10 миллионов рублей, наняла водителя. Кстати, официальный доход обвиняемых и их родственников за 10 лет составил 22 миллиона рублей. При этом Канунникова несколько лет не снимала заработную плату с банковской карты. В ходе следствия были изъяты деньги в разной валюте, эквивалентной 170 миллионам рублей, недвижимость на 71 миллион, ювелирные изделия и аксессуары на 67 миллионов.

(Продолжение следует)

Фото из источника и общего доступа

Для добавления комментариев на сайт, Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.